Ковенькова Валентина Ивановна - воспитатель первой категории

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Морфология

Синтаксис

Словообразование

1. «Где кукла?» - закрепление в речи пространственных предлогов (куклу сажают за стол,  около стола, затем пересаживают).

 2. «Чего не стало?» -  усвоение родительного падежа, множественного числа существительных.

3.  «Волшебный мешочек» - закрепление в речи существительных, согласование сущ. и прил.(что это? Какое яблоко? Какой мячик?) Затем усложняют игру: воспитатель описывает предмет, дети отгадывают.

4. «Что изменилось?» - закрепление в речи имен родительного падежа имени сущ. (убирают  игрушку, меняют ееместоположение)

5. «Какой, какая, какое?» -  усвоение категории  рода.(воспитатель спрашивает: что это?  Ведро какое? Тарелка какая?)

6. «Опиши картинку» - согласование сущ. и прил.: ребенок выбирает предметную картинку и описывает ее. Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое»

7. «А что у тебя?» - усвоение слов спротивоположным значением:

- у меня маленькое пианино. А у тебя что? - А у меня большое пианино.

8. Словесные упражнения:

- Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?

- Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно?

- Как можно сказать про бумагу? Какая она?

9.«Чего нет у Тани?»  -  употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.

- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы ... )

- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков ,гольфов, рейтуз, туфель, пальто ... ) ,

10. «Один и много».

- у меня один чулок. А у тебя? - У меня много чулок.

- у меня один носок. А у тебя? - У меня много носков.

11.«Кто что умеет  делать» -подбор глаголов к существительным.

      Собака - лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

      Кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

12. «Кто больше назовет действий» - закрепление в речи глагольных форм.

- Что можно делать с водой? - Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить ...

13. Упражнения на использование причастий:

Мальчик читает. Какой мальчик? - Читающий мальчик. Мальчик рисует. - Рисующий мальчик.

1. «Кто что делает» - составление простых нераспространенных предложений: ребенок рассматривает картинку, односложно отвечая на вопросы:

 - что делает мама? Читает.

 - что делает собака? Лает.

2. «Закончи предложение» - обучение строить простые распространенные предложения.  При рассматривании картинки или игрушки воспитатель задает вопросы:

 - Это кто? – Кошка.

 - Кошка какая? – Пушистая.

 -Что делает пушистая кошка? – Пушистая кошка лежит на коврике.

3. «Что купила мама?» -  распространение  предложений за счет однородных членов (с использованием картинок):Мама купила в магазине…морковь, лук…

4. Игры-драматизации: «День куклы» (что делает кукла – рисует, поет, спит).

5. Словесные игры: «Закончи предложение» - составление распространенных предложений.

 - Маша взяла утюг, она будет…гладить белье.

6. Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто,метро, радио;надеть, раздеть, снять, одеть.

- со словосочетаниями: мяукающая кошка, летящий самолет, журчащий ручей.

- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки.

- с союзами если, так как, поэтому (Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег)

7. Словесные  упражнения на подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде, числе.

-какая сегодня погода?-хорошая.

-почему хорошая?-светит солнце, тепло, нет ветра, дождя.

-какой бывает день, когда тепло?-теплый.

-а когда нет ветра?-безветренный.

8. «Я начну, а ты продолжи» - упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений. 

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

- Сегодня нужно надеть галоши, потому что ... (на дворе лужи)

9. Упражнения на закрепление сослагательного наклонения глаголов:

Мы пойдем гулять, если ... (не будет дождя).

- Цветы засохнут, если ... (их не поливать).

1. «Парные картинки» (кошка и котенок,мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.) -образование названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок, -ёнок. 

2. «Кто у кого» (у лисы - лисята, у ежа - ежата, у коровы - телята) - употребление названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.

3. «Кого не стало» - употребление названий животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

4 «Кто как кричит?» -образование глаголов от звукоподражательных слов.

- Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)

- Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.)

5. Игры на образование глаголов при помощи приставок: ходить - заходить - уходить - приходить; вошел - вышел, пришел - ушел.

6. Игры-драматизации:

 «Кто пришел?»  -образование уменьшительно-ласкательных названий детенышей животных, употребление их наименований в единственном и множественном числе.

Приходит котенок, здоровается с детьми. - Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Появляются котята. - Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки) 

7. Игровые ситуации:

«Гости» - образование названий посуды при помощи суффиксов:  куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари - в сухарнице, сахар - в сахарнице, хлеб - в хлебнице и т. д.

8. «Магазин игрушек» - употребление  родительного падежа единственного и множественного числа.

9. «Кто что делает» -обучение способам отыменного образования глаголов (мыло - мылит, краска - красит, учитель - учит, строитель - строит).

10. . Задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишка?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)

11. «Знаешь ли ты  профессии?»- упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии: Чинит часы (часовщик). Дома строит (строитель). Чинит сапоги (сапожник).

12.«Кто какой»  -образование  существительных от глагола: если он за всех заступается, то он заступник, он много работает - он ... (работник), акогда часто дерется – он.. (драчун), много-много говорит – он…(говорун)

13. «И я тоже»  -образование существительных женского рода с помощью суффиксов:

Он летчик - я тоже (летчица). Он плясун - я тоже (плясунья). Он умник - я тоже (умница). И т. д.

14.«Слова-родственники» - образование однокоренных слов (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад)
 15.«Какое варенье» - образование прилагательных от существительных: варенье из малины – малиновое, из клубники – клубничное и т.д.

16.«Чей дом?» - образование притяжательных прилагательных (В доме жила коза. Чей дом? Козий. В другом доме жил верблюд. Чей дом? Верблюжий.)

17. Упражненияна образование сравнительной степени прилагательных при помощисуффиксов -ее- (-ей),е, те или при помощи слов более, менее: чистый. чище, более чистый. 

18. Упражнения  на образование превосходной степени прилагательныхпутем прибавления  суффиксов ейш, айш или при помощи слов самый, наиболее (умный – умнейший, самый умный).

8 ноября 2020 в 13:32

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.