1. «Где кукла?» - закрепление в речи пространственных предлогов (куклу сажают за стол, около стола, затем пересаживают).
2. «Чего не стало?» - усвоение родительного падежа, множественного числа существительных.
3. «Волшебный мешочек» - закрепление в речи существительных, согласование сущ. и прил.(что это? Какое яблоко? Какой мячик?) Затем усложняют игру: воспитатель описывает предмет, дети отгадывают.
4. «Что изменилось?» - закрепление в речи имен родительного падежа имени сущ. (убирают игрушку, меняют ееместоположение)
5. «Какой, какая, какое?» - усвоение категории рода.(воспитатель спрашивает: что это? Ведро какое? Тарелка какая?)
6. «Опиши картинку» - согласование сущ. и прил.: ребенок выбирает предметную картинку и описывает ее. Для образца педагог дает описание: «Полотенце белое, длинное, на концах вышитое»
7. «А что у тебя?» - усвоение слов спротивоположным значением:
- у меня маленькое пианино. А у тебя что? - А у меня большое пианино.
8. Словесные упражнения:
- Большой мальчик. А как можно сказать про девочку? Какая она?
- Белый снег. А как можно сказать про полотенце? Какое оно?
- Как можно сказать про бумагу? Какая она?
9.«Чего нет у Тани?» - употребление существительных во множественном числе, родительном падеже.
- Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы ... )
- А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков ,гольфов, рейтуз, туфель, пальто ... ) ,
10. «Один и много».
- у меня один чулок. А у тебя? - У меня много чулок.
- у меня один носок. А у тебя? - У меня много носков.
11.«Кто что умеет делать» -подбор глаголов к существительным.
Собака - лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).
Кошка - мяукает, мурлычет, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.
12. «Кто больше назовет действий» - закрепление в речи глагольных форм.
- Что можно делать с водой? - Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить ...
13. Упражнения на использование причастий:
Мальчик читает. Какой мальчик? - Читающий мальчик. Мальчик рисует. - Рисующий мальчик.
|
1. «Кто что делает» - составление простых нераспространенных предложений: ребенок рассматривает картинку, односложно отвечая на вопросы:
- что делает мама? Читает.
- что делает собака? Лает.
2. «Закончи предложение» - обучение строить простые распространенные предложения. При рассматривании картинки или игрушки воспитатель задает вопросы:
- Это кто? – Кошка.
- Кошка какая? – Пушистая.
-Что делает пушистая кошка? – Пушистая кошка лежит на коврике.
3. «Что купила мама?» - распространение предложений за счет однородных членов (с использованием картинок):Мама купила в магазине…морковь, лук…
4. Игры-драматизации: «День куклы» (что делает кукла – рисует, поет, спит).
5. Словесные игры: «Закончи предложение» - составление распространенных предложений.
- Маша взяла утюг, она будет…гладить белье.
6. Самостоятельное придумывание ребенком предложений:
- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто,метро, радио;надеть, раздеть, снять, одеть.
- со словосочетаниями: мяукающая кошка, летящий самолет, журчащий ручей.
- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки.
- с союзами если, так как, поэтому (Мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег)
7. Словесные упражнения на подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде, числе.
-какая сегодня погода?-хорошая.
-почему хорошая?-светит солнце, тепло, нет ветра, дождя.
-какой бывает день, когда тепло?-теплый.
-а когда нет ветра?-безветренный.
8. «Я начну, а ты продолжи» - упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений.
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.
- Сегодня нужно надеть галоши, потому что ... (на дворе лужи)
9. Упражнения на закрепление сослагательного наклонения глаголов:
Мы пойдем гулять, если ... (не будет дождя).
- Цветы засохнут, если ... (их не поливать).
|
1. «Парные картинки» (кошка и котенок,мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.) -образование названий детенышей животных с помощью суффиксов -онок, -ёнок.
2. «Кто у кого» (у лисы - лисята, у ежа - ежата, у коровы - телята) - употребление названий животных и их детенышей в именительном падеже единственного и множественного числа.
3. «Кого не стало» - употребление названий животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).
4 «Кто как кричит?» -образование глаголов от звукоподражательных слов.
- Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка.) Что она делает? (Крякает.)
- Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка.) Что она делает? (Квакает.)
5. Игры на образование глаголов при помощи приставок: ходить - заходить - уходить - приходить; вошел - вышел, пришел - ушел.
6. Игры-драматизации:
«Кто пришел?» -образование уменьшительно-ласкательных названий детенышей животных, употребление их наименований в единственном и множественном числе.
Приходит котенок, здоровается с детьми. - Кто к нам пришел? (Котенок.) Как назовем его ласково? (Котеночек.) Появляются котята. - Кто это еще пришел? (Котята.) А как их назвать ласково? (Котятки)
7. Игровые ситуации:
«Гости» - образование названий посуды при помощи суффиксов: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари - в сухарнице, сахар - в сахарнице, хлеб - в хлебнице и т. д.
8. «Магазин игрушек» - употребление родительного падежа единственного и множественного числа.
9. «Кто что делает» -обучение способам отыменного образования глаголов (мыло - мылит, краска - красит, учитель - учит, строитель - строит).
10. . Задания на объяснение значения слов: «О чем говорит слово воробьишка?» (Детеныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой.)
11. «Знаешь ли ты профессии?»- упражнение в образовании существительных, обозначающих лиц по профессии: Чинит часы (часовщик). Дома строит (строитель). Чинит сапоги (сапожник).
12.«Кто какой» -образование существительных от глагола: если он за всех заступается, то он заступник, он много работает - он ... (работник), акогда часто дерется – он.. (драчун), много-много говорит – он…(говорун)
13. «И я тоже» -образование существительных женского рода с помощью суффиксов:
Он летчик - я тоже (летчица). Он плясун - я тоже (плясунья). Он умник - я тоже (умница). И т. д.
14.«Слова-родственники» - образование однокоренных слов (береза, березовый, подберезовик; лист, лиственный, листопад)
15.«Какое варенье» - образование прилагательных от существительных: варенье из малины – малиновое, из клубники – клубничное и т.д.
16.«Чей дом?» - образование притяжательных прилагательных (В доме жила коза. Чей дом? Козий. В другом доме жил верблюд. Чей дом? Верблюжий.)
17. Упражненияна образование сравнительной степени прилагательных при помощисуффиксов -ее- (-ей),е, те или при помощи слов более, менее: чистый. чище, более чистый.
18. Упражнения на образование превосходной степени прилагательныхпутем прибавления суффиксов ейш, айш или при помощи слов самый, наиболее (умный – умнейший, самый умный).
|